Анунц!


Родителям на заметку:

9 заповедей воспитания ребенка. 

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

5. Не унижай в процессе воспитания.

6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.

7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 

Советы родителям младших школьников:

Летний лагерь – нелегкое решение.

   Вот и наступает долгожданное лето, а с ним и вопросы, связанные с тем, где ребенок проведет лето. Если есть неработающие бабушки-дедушки, то это проблема не стоит так остро. А если нет? Тогда выбор таков: либо ребенок находится дома целый день без присмотра (соответственно попадает под влияние улицы). Либо родители отправляют ребенка в летние лагеря. Это могут быть как лагеря открытые при школах, так и оздоровительные, спортивные и прочие лагеря.

   Наверное, у многих родителей есть опыт собственного отдыха в летних лагерях. Стоит вспомнить не только радости, но и неприятные минуты, проведенные там. Для чего? Для того, чтобы обезопасить своего ребенка, а также не оказаться перед фактом, что деньги (сейчас очень немаленькие) потрачены впустую.

   Прежде чем принять решение о покупке путевки в лагерь, посмотрите на своего ребенка беспристрастно. Конечно, он у вас самый лучший, самый замечательный! А какой еще?

   Самостоятельный – несамостоятельный, инициативный заводила или робкий тихоня, аккуратист или горячая «сорвиголова» … Были у него в жизни ситуации, когда он находился долго один без родителей, сможет ли постоять за себя, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли следить за чистотой своего тела и одежды…. Все это немаловажно! Наверное, если говорить о школьном летнем лагере, то тут меньше всего возникает трудностей. Одни из основных: это трудности адаптации и скука. О первой поговорим подробнее чуть ниже. А вторая…, тут только попробовать выбрать того педагога и школу, о которых есть хорошие отзывы. Как правило, стоимость за посещение летнего школьного лагеря очень невысока, соответственно особых ожиданий не стоит возлагать.

    Если в школьном летнем лагере ребенок все-таки находится под постоянным контролем родителей, то когда он едет либо на море, либо в спортивный или еще какой-либо лагерь, тут неизвестно чего ожидать. Известны случаи, когда из престижных дорогих лагерей дети сбегали или просили родителей забрать их досрочно. Происходит это по разным причинам. Прежде всего, это зависит от особенностей самого ребенка. Если до этого он жил в тепличных домашних условиях и свои вещи доставал чистыми и поглаженными из шкафа, то ему может прийтись не по нраву лагерная жизнь. Здесь ведь надо и погладить самому и постирать нательные вещички (вещи в дороге обязательно помнутся, а чистого белья на весь срок не наберешь). Так же надо влиться в коллектив, завести себе друзей- товарищей, принимать участие в лагерной жизни. Для многих детей одним из выходов является совместная поездка с другом или подругой. Двое - это не один. Вдвоем не заскучаешь, всегда есть поддержка.

    После прибытия ребенка в лагерь, в течение 2-5 дней идет адаптация ребенка к новому месту и коллективу. На этот период приходится самое большое количество звонков домой, с просьбами забрать ребенка из лагеря (особенно – если это первое самостоятельное путешествие ребенка). Психологи рекомендуют родителям не поддаваться унынию ребенка, и постараться настроить его на оптимистичный лад, убедить в том, что он уже взрослый, и родители гордятся его самостоятельностью. Обычно со второй недели пребывания в лагере, когда ребенок обзаводится друзьями, начинает активно участвовать в лагерной жизни, звонки домой вообще прекращаются. Очень важно, заранее предупредить ребенка, с чем он может столкнуться и какими способами он может решать ту или иную проблему. Подчеркну, сначала он должен попробовать сам решить и только потом обращаться за помощью к вожатым или родителям. То, что мобильная связь сейчас доступна – это здорово. Но многие современные дети настолько привыкли по любому пустяку звонить родителям, что нередки звонки от девочек к мамам - какое платье надеть на дискотеку. Отправляя ребенка необходимо просветить его о том, сколько денег на его мобильном счету, сколько стоит входящий – исходящий звонки, как часто он должен выходить на связь. Бывает, что сами родители мешают детям вести нормальную лагерную жизнь. Как будет чувствовать себя ребенок, которому мама звонит после каждого приема пищи с вопросами, что и как он съел? Не стоит переживать, что дети останутся голодными – такого практически не бывает, если на обед мальчик отказался от котлеты, то на ужин попросит добавку каши.

    Самой большой проблемой представляется адаптация к новому коллективу. Что говорить о детях, если даже взрослые люди, приходящие на новое место работы, или едущие отдыхать с незнакомой компанией думают, о том, как сложатся взаимоотношения с новыми людьми. Дети в силу своей большей эмоциональности более остро реагируют. Поэтому еще до отъезда своего чада в лагерь, поговорите с ним, что может стать причиной конфликта с коллективом. Одной из причин может стать, то, что ребенок чем-то выделяется среди других детей (ходит в очках, рыжеволосый, толстый, высокий и прочее) – проговорите его возможные реакции и действия. Другой причиной может быть несогласие с общеколлективными нормами и правилами. К примеру, девочка не может примириться с тем, что все ее соседки по комнате курят, ругаются матом и убегают ночами болтать с мальчишками. Ведь не секрет, что дети в лагерях ведут более свободный образ жизни, чем под присмотром родителей. Представьте, звонит девочка домой и говорит: «Мне здесь плохо, со мной не хотят общаться, заберите меня». Вначале разберитесь, что стоит за этими общими фразами, а не говорите: «Пройдет пара дней, и ты привыкнешь». Кто из нормальных родителей захочет, чтобы дочь по приезду из лагеря «привыкла курить и ругаться матом»? А ведь курение – это не самая большая проблема, нередки пробы алкоголя, наркотиков и ранних сексуальных контактов. Только речь не о том, что плохо работали вожатые и воспитатели. Они же не могут 24 часа подряд держать за руку каждого из детей. Тут уже идет речь о том, что вы сами заложили в сое дите при воспитании. Ведь какая-то девочка начнет курить, какая-то пожалуется вожатому и попросит перевести ее в другую комнату, какая-то уедет домой, а найдется одна непохожая совсем на других и начнет борьбу с курением среди подростков и своей силой, энергией «заразит» других ребят. Доверяйте своим детям и отпускайте их, все равно они станут взрослыми. При правильном семейном воспитании – это не страшно! И тогда, их можно не только отпустить в летний лагерь со спокойным сердцем, но и во взрослую жизнь.

Советы родителям младших подростков:

Школьные заморочки

Переход в среднюю школу.

    Очень важный период школьной жизни - переход из начальной в среднюю школу. От вашей поддержки ребенка зависит многое: насколько быстро приспособится он к новым нагрузкам и новой обстановке, останется ли прежней его самооценка...

    Вполне естественно, что с этим новым периодом и у нас, и у наших детей связаны определенные опасения и надежды. Причем одни и те же моменты у разных детей могут вызывать разные реакции. Кто-то гораздо комфортнее чувствовал себя в прежнем постоянном уютном классе. Для другого переход к кабинетной системе - долгожданная свобода, желанное разнообразие. Кто-то остро переживает расставание с любимой учительницей. Другой пятиклассник, возможно, рассчитывает на более позитивное, непредвзятое отношение к себе новых учителей.

На какие моменты стоит обратить внимание родителям?

- Переход в среднюю школу - это иногда в прямом смысле "новые стены". Ведь в некоторых школах начальные классы расположены в отдельном крыле здания или в отдельном корпусе.

- Кто-то из детей оказывается и в новом коллективе одноклассников. Например, поступил в гимназию или перешел в специализированный класс.

- Происходит "смена статуса": в начальной школе третьеклассники-четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких.

- Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.

- Прежний постоянный учитель хорошо знал каждого ученика, его сильные и слабые стороны, учитывал индивидуальные особенности - например, особый темп работы или боязнь отвечать у доски. Понимал практически с полуслова. С новым учителем-предметником ученик может встречаться раз-два в неделю - тут трудно рассчитывать на скорое понимание твоих особенностей и возможностей.

- Сами учителя очень различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

- Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома.

Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.Как помочь сыну или дочери полнее использовать возможности этого "резервного" периода школьной жизни?

- Подскажите, как справиться с "техническими сложностями" первых дней. Трудно ориентироваться в системе кабинетов? Обычно в школах все учебные кабинеты пронумерованы. Пускай ребенок откроет в своем школьном дневнике специальную страничку, запишет туда все предметы, которые будет изучать в пятом классе, против названия каждого предмета пометит номер соответствующего кабинета и этаж. Теперь, если заблудился в школьном лабиринте, можно легко вспомнить номер помещения и найти его.

- Пятиклассник должен хорошо знать, где вывешено школьное расписание. Нередко в начале учебного года расписание уроков меняется чуть ли не каждый день. Неплохо иметь дома номера контактных телефонов для уточнения. Напоминайте ребенку, чтобы он собрал все необходимое, сверившись с расписанием на завтра. Но не делайте это за него!

- Подскажите сыну или дочери, к кому в школе можно обратиться за помощью в случае каких-то затруднений. Это в первую очередь классный руководитель, завуч, курирующий пятые классы (нужно знать, где его кабинет). За эмоциональной поддержкой многие пятиклассники тянутся к своей бывшей учительнице начальных классов.

- Задавайте конкретные вопросы ребенку о делах в школе, интересуйтесь новыми предметами, новыми учителями, одноклассниками. Не забывайте и о более "приземленных" деталях: успевает ли ребенок поесть в перерыв в столовой? Может ли без опаски зайти в общий со старшеклассниками туалет, спокойно одеться в гардеробе? И т. д.

- Найдите возможность познакомиться с новыми педагогами своего ребенка. Например, попросите классного руководителя пригласить их на родительское собрание или подойдите к ним сами. Если считаете нужным, расскажите им о каких-либо особенностях сына или дочери. Узнайте об их требованиях, критериях оценки и т. д.

- Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному и результаты его работы, и его самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не делает трагедии из школьной отметки. И тут, конечно, многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная тревожность чаще возникает не из-за реальных неуспехов (хотя бывает и такое), а из-за страха не соответствовать установкам родителей.

- Обращайте внимание на физическое самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние, изменения в поведении. Кто-то из детей становится более тревожным или робким, кто-то больше утомляется или становится менее организованным, чем раньше... По данным школьных психологов, какие-то изменения в первое время наблюдаются у 70-80 процентов пятиклассников. Старайтесь, чтобы ребенок соблюдал режим дня, создайте дома щадящую, спокойную обстановку. При необходимости (если, например, у ребенка стойкие нарушения сна, он чаще стал болеть, постоянно снижено настроение и др.) обратитесь к врачу. Не забывайте о возможности консультации у детского психолога. Например, если ребенку не сразу удалось наладить контакт с новыми учителями или одноклассниками.

- Научите, как справляться с возросшими учебными нагрузками. По-другому можно построить домашнее расписание занятий. Учите добывать необходимую информацию из самых разных источников: из газет и журналов, из справочной литературы. Если есть возможность, то и в Интернете. Хорошей привычкой может стать работа в читальном зале библиотеки. Все это - подготовка к учебе и в старших классах, и в вузе. Покажите, как работать с разными словарями, энциклопедиями, справочниками. Обратите внимание, умеет ли ребенок выделить главное в абзаце, параграфе, статье, составить краткий конспект.

- Приглашайте к себе домой одноклассников сына или дочери. Особенно если это другой класс или школа. Так вы поможете ему быстрее наладить контакты в новой среде, обрести эмоциональную поддержку. Хорошо бы не забывать и о прежних школьных друзьях.

    Естественно, что через какое-то время наиболее острые моменты перехода останутся позади. Большинство детей преодолевает эти трудности к концу первого месяца в пятом классе. Но некоторым детям требуется большая помощь взрослых, чем другим. Если период адаптации затянулся, обращайтесь за помощью к педагогам и психологам!

    В некоторых школах с переходом детей из начального в среднее звено начинается так называемое дифференцированное обучение. Но в одной школе детей направляют в гуманитарный или физико- математический класс в соответствии с их способностями и склонностями. А в другой - производят деление учащихся на "сильных", "средних" и "слабых". Получается не столько дифференциация, сколько дискриминация детей. Если с вашим ребенком произошла подобная история и он оказался в "слабом" классе, вы вправе потребовать от администрации школы объяснений. Узнайте, так сказать, законодательную базу такого деления. Если вам предлагают перевести ребенка в класс коррекционного обучения в той же или в другой школе, это может произойти только через районную психолого-медико-педагогическую комиссию и только с вашего согласия.

Советы родителям подростков:

Общение родителей и детей-подростков. Обсуждение и рекомендации.

     Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство к своему ребенку-подростку, то значит пришло время изменить что-то в вашей собственной жизни, взглянуть на нее другими глазами.

    Сначала, познакомимся с тем, что особенного происходит с ребенком, когда он вступает в подростковый возраст.

    Меняется внешность. Для подростка очень важен вопрос, как жить в новом измененном теле. Тем более, в нашей культуре очень многое зависит от внешности. И, если женщины часто с возрастом начинают придавать большее значение мужскому уму, ответственности и т.д. То, у многих мужчин часто женская красота остается единственным определяющим фактором.

    Как правило, у подростка есть эталон красоты, с которым он начинает себя сравнивать.

    В каком-то смысле, внешность даже может задать дальнейшую судьбу подростка. Отсюда такое сильное желание выделиться, быть оригинальным. Меняются отношения в социуме. Для подростка важно выстроить отношения с взрослыми и сверстниками. Самодостаточные личности легче находят свое место в обществе. А вот те, кто подстраиваются, т.е. играют какую-то роль, как правило, сверстниками не принимаются.

   Попробовав множество ролей, в подростковом возрасте происходит первая “сборка” себя, т.е. происходит формирование самооценки ребенка. Если ребенок не получит верной самооценки у своих родителей, то компания друзей или какая-нибудь другая компания, в которую он попадет, сформируют эту самооценку. Кто подростка примет таким, какой он есть, тому он будет благодарен и с тем он и останется. Пить, курить – для многих подростков это символы взрослой жизни. Иногда курение становится атрибутом общения.

    И тут важно помнить: чем больше запретов со стороны взрослых, тем хуже. Будет правильно – поменять отношение к поступкам и действиям ребенка. Чем спокойнее, уравновешенней будут родители, тем более вероятно, что подростковый возраст пройдет гладко, без осложнений. В результате, дети выдут из него более зрелыми и самостоятельными.

    Наиболее позитивное влияние, которое могут оказать на жизнь детей в этом возрасте родители – это поддерживать, уважать и любить их. Твердость и последовательность – очень важные родительские качества. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми и любящими людьми, то сами должны относиться к ним по-доброму и с любовью.

    Стремление ребенка к независимости - это нормальная, здоровая потребность. Если она выражается неприемлемыми с вашей точки зрения способами, то не реагируйте на это слишком эмоционально. Не допускайте раздражения, криков, агрессии, ведь чем чаще подросток видит своих родителей, потерявших контроль, тем меньше он уважает их. Если это поможет несколько избавиться от негативных эмоций, постарайтесь представить, что все это делает не ваш ребенок, а например, ребенок ваших соседей. Тогда, вы сможете почувствовать, что принимаете происходящее не так близко к сердцу. Скорее – это чувства удивления и сожаления, но никак не чувства гнева.

    У некоторых родителей возникает потребность обращаться со своими детьми, как с ровесниками. Это, конечно хорошо, если целью такого общения не является потребность родителей переложить на плечи ребенка свои психологические проблемы. Нельзя плакать в жилетку своему собственному ребенку, советоваться с ним по поводу своих взрослых проблем, иначе подросток будет чувствовать свою незащищенность в этом мире. Конечно, посоветоваться с ребенком можно, но не для того, чтобы переложить на него тяжесть принятия решения и получить эмоциональную поддержку. Нельзя просить детей облегчить наши страдания. Если родители перестают быть авторитетами, то дети легче поддаются дурному влиянию.

    Чересчур заботливые матери замедляют свободное развитие своих детей. Часто после развода, чувствуя себя брошенными, многие женщины пытаются найти утешение в ребенке. Особенно если это мальчик, который психологически занимает место отдалившегося или бросившего ее мужа. Ребенка нельзя назначать на роль взрослого мужчины. Ему это не под силу! Мужчины, состоящие в детстве в ”психологическом браке” с матерью, часто так и не вступают в реальный брак, т.к. они не находят себе в жизни достойную пару. Такие мужчины безответственны, у них отсутствуют волевые проявления, в них присутствует юношеский инфантилизм.

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.

    Если родители игнорируют право ребенка на независимость, то он может вырасти подчиненным родительской воле, покорным и неспособным осознать своего места в жизни. Такой ребенок, со временем, может начать мстить своим родителям за чрезмерно крепкие “объятия”, сдавливающие самостоятельное развитие его личности.

    Родителям нужно научиться вырабатывать доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения и нужно дать подростку почувствовать это доверие к его поступкам. Нельзя считать его беспомощным существом, которое нуждается в постоянных советах, заботе и поддержке.

    Попробуйте изменить способ вашего мышления: все, что вы делаете, должно быть направлено на предоставление подростку самостоятельности в принятии решений.

Для того чтобы процесс отделения подростка завершился успешно, мы рекомендуем родителям:

  •  Воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким его хотели бы видеть вы.
  •  Поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий ребенка.
  •  Не впадать в отчаяние и депрессию, если ребенок отказывается от вашей помощи.
  •  Не пытаться прожить жизнь за ребенка.
  •  Признать в ребенке самостоятельную личность, со своими желаниями и стремлениями.

    Родители, реагируйте на действия подростка не изменением своего внутреннего состояния (обида, депрессия), а изменением ВНЕШНЕГО поведения. Дети обучаются не по словам, а по родительским действиям и поступкам.. Очень часто, родители, общаясь со своим ребенком, забывают о себе, о своих собственных желаниях. Взрослые не оставляют ни минуты времени на себя, они полностью поглощены решением проблем ребенка. Как вы думаете, сколько энергии содержится в таком желании улучшить жизнь ребенка? Откуда вообще может взяться энергия, если вы полностью перекрыли ей доступ. Только счастливый, реализованный родитель может понять и сделать счастливым своего ребенка. Поэтому, не отказывайтесь себе в своих желаниях. Подумайте, ведь вы должны не только своему ребенку, вы должны и себе тоже. Попробуйте прислушаться к тем смелым и непроизвольным мыслям, которые есть в вас и которые вы ранее подавляли в себе.

    Прислушивайтесь к внутреннему Я, что оно на самом деле хочет?

   Самое важное, что вы можете сделать по отношению к себе и своему ребенку – это взять собственную жизнь в свои руки. Сделайте ее такой, какой вы хотите, тогда и жизнь вашего ребенка изменится к лучшему

uCoz "